Транспорт


Транспортная система России характеризуется развитой и одной из наиболее обширных в мире транспортной сетью, со сложной структурой подсистем: железнодорожная, автомобильная, воздушная, морская, речная, трубопроводы.

Железнодорожный транспорт


Подготовка высококвалифицированных кадров для железнодорожного транспорта в ДВГУПС имеет богатую профессиональную историю для транспортной отрасли и развития научного потенциала. Огромные пространства и суровый климат России предопределили первостепенное значение всепогодного наземного транспорта – железнодорожного.

Подвижной состав железных дорог

Подготовку инженеров по специальности «Подвижной состав железных дорог», специализаций «Локомотивы», «Вагоны, «Электрический транспорт железных дорог» осуществляет ДВГУПС в Институте тяги и подвижного состава на современной лабораторной и практической базе вуза.

Ежегодно на участках ДВЖД проходит научно-исследовательская работа, участие в которой принимают студенты.

Научно-исследовательская работа студентов: Тягово-энергетические испытания локомотивов на участке Смоляниново-Находка-Восточное – одном из самых сложных участков Транссиба, выходящем к портам Приморья. На данном участке работают локомотивы только по системе многих единиц

В вузе функционирует Центр по безопасности движения и Дальневосточный центр подготовки экспертов (ДВЦПЭ), поскольку обеспечение безопасности движения поездов является одной из наиболее актуальных задач на железных дорогах.

Основная задача учебного центра - ведение образовательной деятельности по всем вопросам, связанным с обеспечением безопасности движения на Дальневосточной, Забайкальской железных дорогах, дирекциях филиалов ОАО «РЖД».

В учебном центре проходят обучение:

  • руководящий состав, специалисты структурных подразделений железных дорог и филиалов ОАО «РЖД»;
  • машинисты-инструкторы;
  • общественные инспектора по БД;
  • локомотивные бригады;
  • специалисты в области безопасности движения и др.

С 2013 г. разработаны и реализуются программы системы менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД» и технические аудиты в системе управления безопасностью ОАО «РЖД.

Автоматика и телемеханика

Возрастающая концентрация управления движением поездов, дальнейшая автоматизация технологических процессов, необходимость повышения эффективности капитальных затрат и снижения эксплуатационных расходов требуют ускоренного внедрения технических средств и систем нового поколения на современной элементной базе.

Подготовка квалифицированных кадров в данной области ведется в ДВГУПС в Институте управления, автоматизации и телекоммуникаций (ИУАТ):

  • Специалистов «Системы обеспечения движения поездов», специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», в рамках двух специализаций: «Автоматика и телемеханика» и «Микропроцессорные информационно-управляющие системы»
  • Бакалавров и магистров «Автоматизация и управление»
  • Аспирантов по специальности «Управление процессами перевозок».

Лаборатории ДВГУПС, оборудованные современными техническими устройствами и системами железнодорожной автоматики, включают:

  • системы релейно-процессорной и микропроцессорной централизации;
  • системы автоблокировки;
  • тональные рельсовые цепи;
  • системы счёта осей;
  • систему диспетчерского контроля АПК-ДК;
  • микропроцессорные системы диспетчерской централизации;
  • КТСМ и другие информационно управляющие системы железнодорожной автоматики.

Лаборатория «Микропроцессорные системы управления движением на станциях»

В 2015-2016 годах на кафедре «Автоматика, телемеханика и связь» (АТиС) ДВГУПС при технической поддержке на безвозмездной основе совместного российско-шведского предприятия ООО «БомбардьеТранспортейшн (Сигнал)» г.Москва и Научно-производственного центра “Промэлектроника” г.Екатеринбург организована новая лаборатория «Микропроцессорные системы управления движением на станциях».

Неоценимую помощь в ее оснащении высокопроизводительными средствами вычислительной техники и современным оборудованием оказали руководство Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» и Хабаровского отделения НПЦ «Промэлектроника».

Использование микропроцессорной техники в устройствах железнодорожной автоматики и телемеханики открывает широкие перспективы их дальнейшего развития, включая интеграцию в общую многофункциональную структуру управления перевозочным процессом.

К основным преимуществам микропроцессорных комплексов относятся:

  • расширение и совмещение функциональных возможностей,
  • информационная совместимость с управляющими структурами более высокого уровня,
  • резервирование важнейших узлов и встроенная автодиагностика устройств,
  • ведение электронного протокола событий и хранение данных,
  • повышенная степень индустриализации производства и монтажа,
  • возможность организации сервисного и фирменного обслуживания аппаратуры в процессе эксплуатации.

К новому поколению систем технической поддержки дежурного по станции в управлении поездной и маневровой работы относятся релейно-процессорные и микропроцессорные централизации стрелок и светофоров. В этих системах необходимый уровень эксплуатационной готовности и маршрутной безопасности обеспечивается за счет аппаратной, программной и информационной избыточности, применения методов автодиагностики и мониторинга.

Микропроцессорные комплексы являются технической основой создания перспективных интеллектуальных станционных систем оперативного управления основным технологическим процессом – движения поездов, включая реализацию технологии «автопилот» – автоматического приготовления маршрутов на станциях участков с диспетчерской централизацией.

В лаборатории «Микропроцессорные системы управления движением на станциях» университета действуют установки, которые работают на части станций Дальневосточного региона:

  • релейно-процессорной ЭЦ-МПК,
  • микропроцессорных МПЦ-Е с электронным и МПЦ-И с релейным интерфейсом централизаций.

В составе каждой из этих установок функционируют:

  • автоматизированные рабочие места дежурного по станции и электромеханика на основе персональных компьютеров стандартной конфигурации,
  • вычислительные комплексы с использованием программируемых контроллеров, специализированных (уникальных) и промышленных компьютеров,
  • путевые объекты управления и контроля.

В лаборатории проходят обучение студенты ДВГУПС специальностей «Автоматика и телемеханика» и «Эксплуатация железных дорог», а также проводятся занятия со слушателями института дополнительного образования. Это дает возможность обучающимся:

  • узнать современное состояние и перспективы развития техники и технологий железнодорожного транспорта,
  • приобретать навыки работы с новейшим оборудованием и его обслуживания,
  • быстро адаптироваться к условиям реального производства.

Среди выпускников ДВГУПС:

  • Баранов А.В. - бывший первый заместитель руководителя Дальневосточного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
  • Хренов Н.Д. - заместитель начальника Сахалинской дороги – главный ревизор по безопасности движения.
  • Лупежов И.О. - заместитель главного инженера ДВЖД.
  • Лобода А.К. - главный инженер ОАО «Дальгипротранс».
  • Строков В.В. - заместитель начальника службы Автоматики и телемеханики Московской ж.д.
  • Чье Ен Ун. - Заведующий кафедрой автоматизации и системотехники ТОГУ, д.т.н., профессор.

Многие выпускники стали начальниками, заместителями начальников, главными инженерами, начальниками отделов отделений и служб филиалов ОАО «РЖД» Дальневосточная, Забайкальская и Сахалинская железная дорога.

Дополнительное профессиональное образование

Организация дополнительного профессионального образования (ДПО) руководителей и специалистов железнодорожного транспорта, для решения сложных инженерных задач и грамотного управления производством в современных условиях является первостепенной задачей Института дополнительного образования ДВГУПС.

Разработанная трехуровневая программа подготовки руководящих кадров – резерва номенклатуры начальника дороги и одобренная в Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД», обеспечивает подготовку руководителей Дальневосточной, Забайкальской железных дорог и филиалов ОАО «РЖД» в условиях рыночной системы хозяйствования. По данной программе прошли обучение более полутора тысяч человек.

Для ведения учебного процесса и аттестации в государственные экзаменационные комиссии привлекаются профессорско-преподавательский состав ДВГУПС, других ВУЗов города и края, центральных ВУЗов России, а также высококвалифицированные специалисты с предприятий, ведущие работники министерств и ведомств, зарубежные специалисты.

Всё это дает возможность проводить обучение руководителей и специалистов в нужном для производства количестве и на высоком качественном уровне.

Авиатранспорт


Развитие авиации – увеличение спроса на внутренние и международные авиаперевозки, реконструкция аэропортов и строительство новых, разработка современных летательных аппаратов – ведет к необходимости подготовки молодых специалистов.

Сотрудничество с Роскосмосом

Руководство Дальневосточного государственного университета путей подписало соглашение о совместной деятельности с Роскосмосом в области формирования современной эффективной системы подготовки квалифицированных кадров для ракетно-космической промышленности (РКП).

Университет вошел в состав Космического научно-образовательного инновационного консорциума, куда входят представители Роскосмоса, Министерства образования и науки РФ, ведущих вузов России, руководители предприятий РКП и представители Российской академии наук.

Вхождение университета в научно-образовательный консорциум позволит целенаправленно готовить специалистов для работы на разных объектах, в том числе космодрома «Восточный».

Обучение по программам подготовки кадров для Роскомоса начнется в ДВГУПС с 2017-2018 учебного года.

Создание консорциума подразумевает:

  • налаживание тесного научно-технического сотрудничества вузов с научными организациями РКП, институтами и научными организациями Российской академии наук в области использования достижений фундаментальной науки для инновационного развития РКП;
  • создание научно-образовательных центров, инновационно-образовательных центров космических услуг, ресурсных центров коллективного пользования, научных лабораторий.

Вхождение ДВГУПС в научно-образовательный консорциум неслучайно. Ведь университет готовит специалистов для разных отраслей экономики – транспортной, строительной, энергетической.

Для ДВГУПС участие в работе космического Консорциума является еще одним подтверждением статуса одного из ведущих технических вузов не только региона, но и страны в целом. Это позволит наладить еще более крепкое сотрудничества вуза с научными организациями РКП, институтами и научными организациями Российской академии наук в области использования достижений фундаментальной науки для инновационного развития.

На базе ДВГУПС планируется создать научно-образовательные центры и новые научные лаборатории. Деятельность Консорциума также направлена на формирование системы профориентации в школьной среде – организацию научно-практических конференций, форумов и конкурсов.

Космонавтов учат в Хабаровске. 2013

Подписание Соглашения в Роскосмосе о создании научно-образовательного консорциума. 2013

ДВГУПС в Хабаровске будет готовить специалистов для Роскосмоса

Факультет воздушных сообщений

Подготовку специалистов для предприятий воздушного транспорта уже 20 лет осуществляет Факультет воздушных сообщений (ФВС) ДВГУПС по направлениям:

  • «Технология транспортных процессов» (профиль «Организация перевозок и управление на воздушном транспорте», профиль «Организация аэропортовой деятельности»),
  • «Торговое дело» (профиль «Организация коммерческой и маркетинговой работы авиапредприятия»).

Наши партнеры:

  • ОАО «Хабаровский аэропорт»,
  • Филиал ФГУП «Госкорпорация по ОрВД Аэронавигация Дальнего Востока»,
  • ОАО «Авиакомпания «Восток»,
  • ОАО «Авиакомпания «Аврора»,
  • ОАО «Авиакомпания «Якутия»,
  • ЗАО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис»,
  • ФКП «Аэропорты Дальнего Востока».

Студенты проходят практику на предприятиях воздушного транспорта как в Хабаровске, так и в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Казани, Краснодаре и других городах нашей страны.

Выпускники ФВС ДВГУПС работают не только в Дальневосточном Федеральном округе, но и в Европейской части России, а также применяют полученные знания и умения за рубежом.

Автотранспорт


Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте нашей страны огромна, им перевозится больше половины грузов.

В Институте тяги и подвижного состава (ИТПС) ДВГУПС третий год ведется подготовка в рамках прикладного бакалавриата «Строительство (реконструкция), эксплуатация и техническое прикрытие автомобильных дорог», имеющего направление по автомобильному транспорту. Выпускникам определяются места будущей работы:

  • ОАО «РЖД»;
  • Предприятия пассажирского транспорта, сервисные предприятия.