80 лет инноваций

80 лет инноваций: от паровоза до 3D-автомобиля


Полностью автоматизированные системы «умный поезд» еще создаются, а в Дальневосточном государственном университете путей сообщения уже обучают специалистов под эту технологию.

Интервью с ректором ДВГУПС Юрием Анатольевичем Давыдовым.

«Смарт-поезда» пойдут по нашим дорогам через несколько лет – в этом нет сомнений – и как раз к тому времени получат дипломы инженеры, которые смогут управлять умной техникой, обслуживать ее и совершенствовать. Это и есть то самое опережающее образование, о котором много говорят последние год-два. А «Железка» работала на опережение с момента основания. Сейчас в ДВГУПС около 200 программ подготовки и все направления образования актуальны и перспективны.

– Все 80 лет существования нашего вуза учебные программы строились так, чтобы выпускники были не просто востребованы, а становились двигателями прогресса в своих компетенциях, генераторами идей, – говорит ректор ДВГУПС Юрий Анатольевич Давыдов. – Потому мы ежегодно просчитываем перспективу трудоустройства будущих специалистов на несколько лет вперед.

К примеру, не успели на смену паровозам массово прийти тепловозы, как в вузовскую программу было внесено новое направление. Началась плановая электрификация железных дорог – студенты стали изучать и это направление. Микропроцессоры в транспортных системах еще не были повсеместно внедрены, а ХабИИЖТ уже разработал методические пособия, курс лекций и лабораторных работ, создал учебные стенды для изучения принципа действия этих систем в теории и на практике.

Сегодня мы говорим о таких информационных технологиях в железнодорожном транспорте, которые позволяют управлять поездами в «одно лицо», автоматически, практически без участия человека. А раз уже появился «умный поезд», значит, наша задача – создать под нужды отрасли соответствующую образовательную компетенцию.

20000

студентов

600

преподавателей

200

программ обучения

– Юрий Анатольевич, но как вашему университету удается заглядывать в будущее, предугадывать потребности железной дороги? Машиной времени пользуетесь?

– Исключительно научными методами. Университетская наука тесно связана с производством, следует за его потребностями. Наши ученые, как впередсмотрящие на корабле, первыми замечают ростки нового. Наши преподаватели регулярно проходят курсы повышения квали-фикации, подготовку на производстве, переобучение.

Лекции для студентов, наряду с преподавателями, читают профессионалы с предприятий. Председатели и члены государственных экзаменационных комиссий – это руководители структурных подразделений железной дороги и лучшие специалисты производства. Именно они принимают у студентов выпускные квалификационные работы и проекты.

Материально-техническая база университета изначально была поставлена на инновационные рельсы. Она постоянно корректируется в зависимости от развивающихся потребностей производства, дополняется, обновляется. Наши лаборатории оснащены не просто современной, а перспективной техникой. С таким оборудованием студенты быстро осваивают весь процесс с азов, а затем глубже постигают принципы, лежащие в его основе. В дальнейшем они, уже будучи специалистами, не только эксплуатируют и обслуживают оборудование, но и развивают его, создают что-то новое, отвечающее изменившимся потребностям производства.

Такой комплексный подход к образовательному процессу позволяет выпускникам вуза соответствовать запросам современного рынка труда.

– В структуре вуза с 1939 года произошли серьезные изменения. ДВГУПС в 2017-м – это уникальный образовательный конгломерат: многоуровневое учебное заведение с филиалами и обширным спектром направлений обучения. Как появились новые подразделения?

– Последнее время у абитуриентов значительно изменилось отношение к образованию. Радует, что многие молодые люди после школы сознательно идут на ступень подготовки специалистов среднего звена. Техник высокой квалификации сегодня не менее важен, чем инженер. Современное производство требует глубоких практических знаний при хорошей теоретической базе.

На этой волне к нам в свое время присоединился Хабаровский техникум железнодорожного транспорта: он стал факультетом среднего профессионального образования. По факту это обособленное учебное подразделение с большим количеством востребованных на рынке труда специальностей. Также были присоединены техникумы нашей филиальной сети: в Тынде, Свободном, Уссурийске.

Что касается высшей ступени обучения в университете, то и здесь каждый студент может сделать свой выбор. Кто-то закончит только бакалавриат, кто-то продолжит обучение в магистратуре, а после, возможно, решит проявить себя на научной стезе и поступит в аспи-рантуру. Университет дает возможность не только защитить кандидатскую диссертацию, но и продолжить обучение в докторантуре.

Современную молодежь отличает осознанное стремление расширять границы образования: получить дополнительное высшее или рабочую профессию – умение работать руками в наше время ценится очень высоко. А в вузе практически по всем специальностям будущие инженеры учатся работать на станках, вникают в тонкости реального производства.

Эти знания и навыки помогают нашим выпускникам не остаться на обочине жизни практически в любых, порой самых неблагоприятных условиях.

– Сегодня в «Железке» учат не только студентов, но и опытных специалистов с производства, и даже школьников. Общеобразовательные учреждения перестали справляться со своей задачей?

– Дело не в этом. Еще в прошлом веке мы столкнулись с проблемой различия в уровнях подготовки выпускников городских и поселковых школ, расположенных вдоль Транссибирской магистрали. Это привело к тому, что в вуз поступало мало абитуриентов «с линии», основную часть бюджетных мест по конкурсу занимали выпускники городских школ.

Такой дисбаланс привел к тому, что заполнять вакансии на линии стало труднее. Не едет городская молодежь в отдаленные поселки и на станции, а ведь именно там нуждаются в наших выпускниках. После отмены обязательного распределения проблема особенно обострилась, не спасал ситуацию даже целевой набор. Инженеров выпустили достаточно, а вакансии заполнять было некому.

Для решения этой проблемы вуз, еще будучи Хабаровским институтом инженеров железнодорожного транспорта, начал сотрудничать со школами, которые находятся вдоль Транссибирской магистрали. Стоит заметить, железные дороги всегда поддерживали «свои» школы и школы-интернаты, ведь именно в них учатся дети железнодорожников. И они, в отличие от городских, охотно едут, точнее, возвращаются в БАМовские поселки. Единственным разумным выходом было одно: поднимать уровень знаний школьников из поселков, чтобы они могли на равных условиях конкурировать с городскими детьми. Для этого и был открыт лицей при ХабИИЖТ.

Сейчас ребята «с линии» с десятого класса могут учиться в лицее при ДВГУПС. Занятия там ведут очень хорошие учителя, имеющие большой профессиональный опыт, и преподаватели нашего университета. Не удивительно,что выпускники хорошо сдают ЕГЭ и успешно поступают в вузы, чаще всего, естественно, в ДВГУПС. Отличительная черта нашего лицея – ранняя профориентация, большинство учеников еще до поступления определяются с выбором будущей профессии. А после окончания университета эти молодые люди в большинстве своем уезжают работать в родные поселки, продолжая или основывая железнодорожную династию.

Что касается производственников. Любой специалист должен учиться всю жизнь – это уже не теорема, а аксиома. Если раньше считалось, что знания устаревают наполовину каждые пять лет, то при нынешнем темпе развития технологий «старение» ускорилось. Поэтому в нашем университете был создан институт дополнительного образования – большой проект, который полностью себя оправдал. Мы по праву им гордимся.

– Университет готовит не только инженеров-железнодорожников различных специализаций, но и финансистов, юристов и даже психологов. Зачем?

– Только на первый взгляд кажется, что эти специальности – не по профилю транспортного вуза. Опыт показывает, что для всех специалистов, работающих на железной дороге, нужна особая подготовка. К примеру, локомотивные бригады должны быть подкованы не только технически, но и психологически. Существуют даже психологические центры при локомотивных депо. И там необходимы такие психологи, которые хорошо знают терминологию и понимают специфику работы экипажа локомотива. Как показывают исследования, которые проводим, заметьте, не мы, этому не так-то просто обучить обычного психолога общего профиля. Далеко не каждый из них способен освоить хотя бы азы технических дисциплин.

Безусловно, мы всех наших студентов погружаем в специфику железных дорог. Ведь, к примеру, подготовить экономиста общего профиля гораздо проще, чем эко- номиста-железнодорожника. Зато он придет в отрасль и четко будет понимать особенности своей работы. У железной дороги свои терминология, нюансы производства, корпоративная этика и так далее.

Ну и, конечно, выпускники и научный потенциал ДВГУПС всегда были востребованы не только в железнодорожной и транспортной сфере, но и в строительстве, энергетике, связи, психологии, философии, естественно-научных направлениях, биологии, химии, физике.

Еще одна визитная карточка ДВГУПС – это институт военного обучения, который дает возможность получить военную специальность параллельно с гражданской. Мы единственный вуз в Хабаровске, в составе которого есть такой институт.

Структурно ИВС – военно-учебный центр и факультет военного обучения. Центр готовит кадровых офицеров, они заключают контракт с Министерством обороны, получают множество льгот, дополнительную стипендию в процессе обучения и, конечно, стопроцентно обеспечиваются рабочими местами. А факультету военного обучения, кроме выпуска офицеров запаса, дано право готовить рядовой и сержантский состав. То есть, по сути, в стенах вуза есть военное училище. Привлекательность этого варианта обучения состоит в том, что выпускник в будущем сможет служить в армии по контракту. Он уже имеет звание и специальность, а значит, может легче и быстрее построить военную карьеру, в то же время имея гражданское образование.

– Юрий Анатольевич, говорят, что вы сами хотели быть военным. Почему же поступили в ХабИИЖТ?

– Я подавал документы через военкомат в военно-политическое училище. И так получилось, что они не попали в нужные сроки в приемную комиссию. А у нас в классе сформировалась большая группа, которая поступала на фа-культет электрификации железных дорог в ХабИИЖТ. Считалось, что это престижное перспективное направление, и ведь так оно и оказалось! Вторым по привлекательности факультетом на тот момент был «Автоматика, телемеханика и связь». Но меня увлекла электрификация железных дорог. В моей юности это было в новинку! И я поступил.

О карьере ученого я тогда не мечтал, хотел стать «электровозником», как у нас говорили. У меня не красный диплом – я никогда не гнался за отметками, но средний балл был около 4,5. После выпуска мне предложили остаться на кафедре. Это было очень престижно! Аспирантуру заканчивал при Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта. Но учился очно. Затем защитил кандидатскую, позже докторскую диссертации, долго заведовал кафедрой. С 1975 года почти каждый мой будний день начинается именно здесь, в вузе.

– Все 80 лет у вуза было свое уникальное «лицо». Как удалось его сберечь?

– Я не хочу говорить о вузе через сравнение с конкурентами. Задачи современного образования должны решаться и обсуждаться с точки зрения консолидации. Необходимо объединять ресурсы и говорить не о конкуренции, а о вкладе в развитие территории. Да, мы конкурируем, и эта здоровая конкуренция – путь развития. Мы решаем общую важную задачу – готовим кадры для страны, в которой живем.

Конечно, главный наш эксклюзив – это транспортная составляющая. Мы – единственный университет на Дальнем Востоке, охватывающий практически все сферы этой отрасли. Ведь любой современный проект, будь он в рамках государственных структур или бизнеса, требует транспортного сопровождения. В первую очередь, кадрового и научного. И оно должно быть максимально комплексным!

Приведу пример: строительство космодрома «Восточный». Казалось бы, какое отношение имеют ракетные пуски к университету путей сообщения? Но ведь вся инфраструктура космодрома имеет транспортную составляющую, в том числе и железнодорожные пути.

На слуху у всех развитие БАМ: строительство путей, станций... Необходимо спроектировать, спланировать, выстроить взаимодействие с другими отраслями. Например, остро стоит вопрос электрификации некоторых участков БАМ в сложных природно-климатических условиях. Здесь нужны как научные решения, так и кадровые.

У нас много интересных исследований и наработок в области компьютерных технологий, программирования, микропроцессорных систем управления, силовых систем. А в области логистики, когда все виды транспорта необходимо объединить в одну цепь, учесть особенности, устранить помехи, современный транспортный кластер ставит перед нами задачи, решение которых еще только предстоит найти.

В составе нашего вуза множество железнодорожных, автодорожных специальностей, есть уникальный факультет воздушных сообщений.

В сотрудничестве с другими университетами ДВГУПС способен обеспечивать практически любые логистические цепи. К примеру, с привлечением Морского государственного университета имени адмирала Невельского во Владивостоке мы можем решать весь спектр логистических задач, которые встают перед нашим большим регионом.

Многие проекты нуждаются именно в комплексном сопровождении, и нашему вузу это под силу. Современный ДВГУПС – это масштабный образовательный хаб, который стремится стать опорным транспортным вузом региона.

– Речь идет о Дальнем Востоке России?

– В наше время необходимо мыслить шире – речь идет об Азиатско-Тихоокеанском регионе. Университет должен быть не просто платформой для подготовки специалистов, а равноправным участником развития АТР.

У нас накоплен большой опыт международного взаимодействия на различных уровнях. К примеру, в вузе учится 300 иностранных студентов, и эта цифра будет расти. Летом традиционно проходит Хабаровская международная летняя школа (KISS), во время которой ребята учат русский язык, слушают лекции по своим специальностям. Наши педагоги стажируются за границей, иностранные преподаватели читаютлекции у нас. Мы основательно изучаем научный и производственный опыт наших партнеров.

На высшем государственном уровне заключены важнейшие соглашения по налаживанию международных связей, в том числе транспортных коридоров – «Приморье-1», «Приморье-2». В планах создать высокоскоростной путь из Китая через Казань, далее в Москву и европейские страны. Однозначно ДВГУПС ждут большие задачи и в этом на-правлении.

Заключено соглашение о создании Российско-китайского транспортного университета на Большом Уссурийском острове. Много принципиальных соглашений достигнуто в рамках Ассоциации транспортных вузов стран АТР, где ДВГУПС с момента создания объединения занимает лидирующее место.

Естественно, при реализации таких проектов возникает много вопросов: коммуникации, логистика, создание транспортно-энергетических коридоров из Азии в Европу. И ДВГУПС готов участвовать в решении этих задач. В свете таких тенденций вполне возможно укрупнение нашего образовательного конгломерата. И мы к этому готовы.

– Известный факт: практически сто процентов выпускников университета успешно трудоустраиваются. После отмены обязательного распределения вуз как-либо участвует в этом процессе?

– За 80 лет стены университета покинули около 80 тысяч выпускников. И забота об их будущем – это наша традиция, которой уже более 70 лет. Ежегодно собирается большая комиссия, приезжают представители работодателей из разных регионов и предлагают реальные рабочие места. Иногда за лучших выпускников идет настоящая борьба! У молодых людей появляется возможность выбора.

Часть студентов еще на этапе обучения заключает договоры, предприятия выплачивают «свои» стипендии (а в вузе, к слову, собственный большой и разнообразный стипендиальный фонд!), предоставляют места для прохождения практики, и после выпуска специалист сразу выходит на работу.

Главное – мы прекрасно понимаем, для кого готовим специалистов.

Наши партнеры – наша гордость. В первую очередь, это ОАО «РЖД», акционерная компания «Железные дороги Якутии». Среди наших партнеров – все энергетические компании Сибири и Дальнего Востока. Очень большой перечень партнеров среди банковских и финансовых организаций.

Особо хочу сказать о тех, кто остается работать в вузе. Масштаб образовательного процесса позволяет со студенческой скамьи становиться преподавателями. Сегодня значительная часть преподавательского состава имеет ученые степени и звания. Это опять-таки является платформой качественного образования новых поколений студентов.

Ребята приходят к нам и знают, что диплом «Железки» – это «счастливый билет» во взрослую жизнь.

– В свое время вы получили «счастливый билет». Что посоветуете новым абитуриентам, кем быть?

– Важнейшим направлением подготовки в вузе является область энергетики, здесь спектр приложения сил необычайно велик. По-прежнему в тренде направления, связанные с проблемами безопасности, будь то информационные системы или жизнедеятельность.

В университете успешно работает факультет воздушных сообщений. В малых поселках развиваются аэродромы, их необходимо эксплуатировать, значит, возрастает потребность в кадрах. Это тоже перспективное направление.

Сейчас идет модернизация железной дороги на Сахалине – «перешивают» узкую колею на широкую. Там есть очень трудные участки, идущие вдоль берега моря, которые еще японцы строили в начале ХХ века. Есть мосты, которые нужно полностью переделывать. Также рассматриваются проекты перехода на остров Сахалин, а это либо мост, либо тоннель. Под такой проект нужны специалисты, научные разработки – работы хватит.

В Хабаровске планируют применять новейшие технологии в строительстве небоскреба, о котором так много говорят. Необходимо провести большую подготовительную работу. И к этому процессу, что очень приятно, привлечены сотрудники и лучшие студенты нашего университета.

Как видите, у студентов ДВГУПС очень большой выбор – чем заняться и в вузе, и после его окончания. А главное, какие бы перемены ни происходили в университете, какие бы процессы ни шли в обществе, наша основная задача – подготовка высококлассных специалистов и их успешное трудоустройство. И 80 лет – достаточный срок, чтобы уверенно сказать – мы делаем это успешно!

Автор статьи: Мария Иванова, Татьяна Ван (Тихоокеанская звезда).
Фото: Алексей Суворов, Леонид Дорофеев, архив ДВГУПС.