Строительство института 1938 год


История ДВГУПС началась 8 сентября 1937 г. когда было принято решение о строительстве первого в Хабаровском крае технического ВУЗа – Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ), который должен был обеспечить подготовку специалистов для работы на железных дорогах Восточносибирского и Дальневосточного регионов России.

Закладка первого строения институтского комплекса произошла в июне 1939 г. Из-за отсутствия своего помещения зачисленных студентов направили в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. В 1940 г. была сдана в эксплуатацию первая секция общежития, и 1 сентября 1940 г. вернувшиеся студенты второго курса и вновь поступившие первокурсники общей численностью 310 студентов приступили к занятиям в своем помещении.

Начальником строительства, а впоследствии начальником института (должность ректора ввели позднее) стал Тимофей Александрович Павленко. Он возглавлял ХабИИЖТ с 1938 по 1949 гг. В эти годы было построено общежитие, где размещались также учебные аудитории и лаборатории (сейчас это учебный корпус №2).

Нужно отметить, что в марте 1938 г. шефство над Хабаровским институтом инженеров железнодорожного транспорта взял старейший транспортный вуз страны – Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Он не только оказывал организационно-техническую помощь в строительстве, но предоставил своих специалистов в качестве первых преподавателей Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта.

Общежитие возводилось по проекту архитекторов М. Готлиба и Н. Ревекина методом скоростного строительства. Снимок 1938 г.
Установка репера на строительной площадке института. Нивелирует техник Коцолапенко. Май 1939 г.

26 сентября 1940 года состоялось официальное открытие Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта.

За время войны открылись в институте десять новых кабинетов и лабораторий, учебные мастерские и телефонная станция. Оборудование для них собрано из различных отходов производства, найденных в железнодорожных депо и на предприятиях края.

Дом колонии инвалидов г. Хабаровска по ул. Лесопильной, куплен ХабИИЖТ под административное здание

В декабре 1942 г. был сдан в эксплуатацию спортивный зал ХабИИЖТа.

В августе1946 г. возобновились работы по строительству зданий институтского комплекса, прекращенные в военное время.

Главное событие 1955 года состоялось в августе – был сдан в эксплуатацию главный корпус института, одна из визитных карточек Хабаровска.

Здание общежития оставалось учебным корпусом до 1956 года. Строительство главного учебного корпуса, рассчитанного на 8000 студентов (архитектор Т. Волошинов и М. Готлиб), началось лишь после войны. В 1956 году он принял своих первых студентов. В годовщину столетия Хабаровска, в 1958 году, строительство было завершено, и весь процесс подготовки специалистов для железнодорожного транспорта стал проводиться в учебном корпусе.

Жилой дом № 105 по ул. Некрасовской – первое управление ХабИИЖТ

«Кроме учебы в институте, студенты его строили… в помощь строителям ежедневно выделялось значительное число студентов. Они работали в режиме рабочей смены - 8 часов в день, и занимались разгрузкой кирпича из вагонов, поступавших на железнодорожную ветку стройки из Улан-Удэ, кладкой стен, настилкой полов, устройством перегородок, подшивкой потолков и другими работами» (Из воспоминаний первого выпускника Г.М. Хандурина)

Котлован под общежитие ХабИИЖТ. На заднем плане временные круглые домики для сотрудников и строящийся жилой дом по ул. Некрасовской.

Далее было завершено строительство институтского комплекса, в том числе главного учебного корпуса, лабораторного корпуса, общежития №2 и №3.

Май 1969 г. запомнился открытием спортивного комплекса ХабИИЖТа. Теперь у студентов и преподавателей появился свой Дворец спорта!

В 1975 г. в институте было окончательно завершено создание крупного учебно-производственного комплекса. ХабИИЖТ официально признали одним из ведущих транспортных вузов страны. В1976 г. принят в эксплуатацию лабораторный корпус и две девятиэтажные пристройки к нему. Одновременно руководство института осуществляло жилищное строительство - было построено несколько домов для преподавателей и обслуживающего персонала, ясли-сад.