Перестройка: институт – академия – университет


Масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни страны во второй половине 1980-х годов затронули все сферы жизни общества. После известного январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС «О перестройке и кадровой политике партии» в стране был взят курс на демократизацию общества. Среди ряда положений демократизации вводилась система альтернативных выборов на руководящие посты. В марте этого же года вышло постановление Правительства СССР «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве», в котором закреплялась выборность ректоров высших учебных заведений.

В 1988 году впервые в истории института состоялись выборы ректора на конкурсной основе. Конференция трудового коллектива выбрала ректором Виктора Григорьевича Григоренко, выпускника ХабИИЖТа, профессора. На этом посту он проработал до 2007 г.

Под его руководством институт пережил кризисные годы социально-политических и экономических реформ, продолжая успешно развиваться.

В.Г. Григоренко известен как специалист в области транспортной науки и педагог, активно развивавший подготовку специалистов с высшим образованием в новых условиях развития общества. Им опубликовано более 150 научных и учебно-методических работ, издано 9 учебников и учебных пособий, получено 21 авторское свидетельство на изобретения, издано 4 монографии. Подготовлено 8 кандидатов технических наук и 1 доктор наук.

Утвержденная ректором программа по развитию института на первые пять лет выборного срока 1989-1994 г.г. была выполнена успешно. Её основные итоги:

  • Разработана и внедрена трёхуровневая система управления качеством учебного процесса, заинтересовавшая педагогическую общественность всех отраслевых вузов;
  • Впервые среди транспортных учебных заведений введена контрактная (целевая) подготовка студентов для железных дорог региона, разработана и внедрена система формирования студенческого коллектива с места жительства и будущей работы специалистов;
  • В институте открыт Лицей (первый в отрасли) с 1 сентября 1990 г. В большинстве линейных железнодорожных школ были открыты инженерные классы;
  • Институт первым в отрасли приступил к внедрению первого поколения Государственных образовательных стандартов. Значительно был расширен спектр специальностей;
  • ХабИИЖТ первым из отраслевых вузов начал лицензирование бакалаврской и магистерской подготовки, тем самым обеспечив развитие системы непрерывного многоуровневого образования;
  • Активно начала действовать Ассоциация учебных заведений железнодорожного транспорта на Востоке России - прообраз нынешнего университетского комплекса. И тоже единственная такого рода ассоциация в отрасли на тот период;
  • Международное сотрудничество всегда было приоритетным в работе сначала института, а потом и академии. Институт сделал первый шаг в международную образовательную среду. Это был экспорт образовательных услуг в Китайскую Народную Республику. В ноябре 1992 г. впервые в «Железке» стали учиться иностранные студенты – более 100 чел. китайских студентов прибыли на учебу из Харбина и Чаньчуня;
  • Произошли значительные изменения в области научных исследований и повышения научно-педагогической квалификации преподавателей. Расширилась тематика исследований, увеличился объем НИР и ОКР. Вырос научный потенциал сотрудников.

Результатом проделанной работы стало сначала присвоение ХабИИЖТу в 1993 г. статуса Дальневосточной государственной академии путей сообщения, а в 1997 г. уже академии - статуса Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС).

Преобразования продолжались:

  • Проведена первая структурная перестройка академии с упором на развитие периферийной инфраструктуры. Учебно-консультационные пункты вуза стали филиалами: общетехнический факультет г. Свободный, Амурской области; общетехнический факультет г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области; учебно-консультативный пункт г. Тында, Амурской области; учебно-консультативный пункт г.Уссурийска, Приморского края;
  • Академия открыла десятки новых образовательных программ и получила лицензии по естественнонаучным, социально-гуманитарным, экономико-управленческим, техническим специальностям; был расширен спектр бакалаврских и магистерских программ;
  • Установлены тесные творческие контакты с Правительством Республики Саха (Якутия) в деле кадрового и научного обеспечения строительства и эксплуатации Якутских железных дорог;
  • Академия сделала значительный рывок в развитии международного сотрудничества. Совместно с университетом Анкоридж штата Аляска (США) была разработана и внедрена международная Российско- Американская образовательная программа, по которой прошли обучение сотни российских студентов. Академия установила регулярные академические обмены со многими вузами стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • ДВГУПС стал достойным партнером в международных академических обменах. Основное внимание уделялось организации сотрудничества с вузами и научными организациями стран Азиатско-Тихоокеанского ре-гиона (КНР, Республика Корея, КНДР, Вьетнам и Япония), Америки (США,) и Европы (Германия, Голландия, Франция);
  • Увеличился приток кандидатов наук. Сработала система поощрения корпоративной принадлежности к транспортному образованию. В академию пришли доктора наук. Создавались диссертационные советы. Активизировалась собственная аспирантура и докторантура. К 1997 году в вузе работали уже около семидесяти докторов наук и свыше трехсот кандидатов наук.

В результате укрупнения факультетов были созданы институты:

  • «Тяги и подвижного состава»;
  • «Управления, автоматизации и телекоммуникаций»;
  • «Транспортного строительства»;
  • «Экономики»;
  • «Естественнонаучный»;
  • «Социально-гуманитарный»;
  • «Интегрированных форм обучения»;
  • «Электроэнергетический»;
  • «Повышения квалификации».

В структуре управления университетом также произошли изменения. Сформировалась стройная линейно-функциональная система. Ее линейная часть была представлена следующим образом: ректорат - институт - кафедра - учебная группа. Или: ректорат - управление - отдел - сектор.

Выполненные преобразования дали результат: разработанная университетом инновационная образовательная программа «Инновационный научно-образовательный транспортный комплекс на Дальнем Востоке России» в рамках одного из приоритетных президентских национальных проектов «Образование», в конкурсе инновационных образовательных программ вузов России признана одной из лучших программ, получивших грант из Федерального бюджета в объеме свыше 400 миллионов рублей.

Общим итогом данного периода стало значительное расширение объема образовательных услуг университета:

  • открыты 23 новые специальности;
  • в два раза увеличен набор на первый курс;
  • открыт институт подготовки и переподготовки специалистов;
  • создано 8 новых кафедр;
  • 5 факультетов преобразованы в институты;
  • сформирован факультет военного обучения, в составе которого открыт центр военного обучения.