Строительство


Развитие и совершенствование строительного комплекса основывается на внедрении современных достижений науки и техники, передового опыта лучших строительных коллективов, разумном использовании зарубежного опыта. В крупных городах Дальнего Востока развертывается массовое строительство сложных и уникальных объектов, что требует квалифицированных кадров.

В ДВГУПС подготовка специалистов в области проектирования, расчета конструкций и ведения строительства осуществляется более 20 лет в институте транспортного строительства. Специалистами ДВГУПС проводится научное сопровождение крупнейших строительных объектов на Дальнем Востоке.

Строительство всех типов сооружений, освоение территорий начинается тогда, когда на место будущего объекта приходят изыскатели, задачей которых является скрупулезное, детальное изучение участка с оценкой всех элементов геологической среды:

  • рельефа, инженерно-геологического разреза,
  • физико-механических свойств грунтов, гидрогеологических условий,
  • поверхностных водоемов,
  • опасных геологических процессов,
  • тектонических условий района, сейсмичности и других его особенностей.

Это очень объемная и трудоемкая работа, требующая многих месяцев деятельности коллектива.

Результаты изысканий использует следующий отряд специалистов – проектировщики, создающие проект сооружения и проект организации строительства, учитывающий особенности сооружения, объемы необходимых строительных материалов, очередность возведения.

Затем начинается строительство.

В ДВГУПС на кафедре «Мосты, тоннели и подземные сооружения» ведутся данные разноплановые научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы. Сотрудниками производятся инженерно-геологические изыскания на объектах железнодорожного и автомобильного транспорта, месторождениях полезных ископаемых, аэропортах и других.

Вот лишь некоторые из объектов с инженерно-геологическими исследованиями сотрудниками ДВГУПС:

  • «Реконструкция станции Волочаевка–2 Дальневосточной железной дороги»;
  • «Модернизация железнодорожного пути участка Е.Павлович - Сегачама, путь 1, 7121 пк1 - 7134 пк9, 14 км»;
  • «Завершение строительства аэровокзального комплекса в г. Благовещенске»;
  • «Реконструкция моста 1 пути на 3621 км ПК6 ч/р Амгунь участка Новый Ургал - Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги»;
  • «Доизучение инженерно-геологических и горнотехнических условий разработки Кимканского железорудного месторождения»;
  • гидрогеологические обследования участка строящейся автомобильной дороги М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока (обход г. Хабаровска).

В программах подготовки бакалавров, магистров, специалистов изучаются предметы геологического цикла.

Разнопланово оснащена лабораторная база ДВГУПС по направлению «Строительство»

Учебная и производственная практика студентов ДВГУПС на строительных объектах Дальнего Востока

Профессорско-преподавательский состав кафедры «Мосты, тоннели и подземные сооружения» участвует в экспертизе и приемке строящихся мостов, привлекая для этого студентов.

Выпускники ДВГУПС

  • проектируют и создают современные машины и оборудование,
  • управляют транспортными процессами,
  • занимаются коммерческой деятельностью и международными перевозками,
  • разрабатывают автоматизированные системы управления и проектирования,
  • строят железные дороги и инженерные сооружения,
  • работают экономистами и финансистами.

А.Иншин, выпускник 2008 г., участвует в возведении моста у г.Владивосток

Василий Новомодный, выпускник 2003 года, специальность «Мосты и транспортные тоннели». Инженер в строительной компании «МОСТ-ВОСТОК»

Владимир Крутяков, выпускник 1983 года, участвует в сдаче в эксплуатацию моста в г. Тюмень. Возводит объекты на космодроме «Восточный».

Куда приводят мосты и тоннели


Впечатляющий мост, соединяющий Хабаровск и Большой Уссурийский остров, легендарный Кузнецовский тоннель, суперобъекты к Олимпиаде в Сочи – все эти уникальные сооружения построены под руководством выпускника ДВГУПС Михаила Васильевича Гутникова, генерального директора мощной всероссийской организации ПАО «Стройтрест», и при научном сопровождении ученых нашего университета.

– Было бы, наверное, странно, если бы за научным сопровождением, экспертизой, испытаниями сооружаемых компанией объектов на Дальнем Востоке я как руководитель обратился бы не в родной вуз, не к профессорам, которые сделали меня строителем мостов и тоннелей, говорит Михаил Гутников. – Тем более, что университет сегодня обладает самым современным оборудованием, позволяющим проводить строительную экспертизу и испытания.

Активное сотрудничество ДВГУПС и «Стройтреста» сложилось при строительстве знаменитого Кузнецовского тоннеля. Ученые вуза «вели» его от начала до конца – три года. Это было и научное сопровождение строительства тоннеля, и горно-экологический мониторинг.

Напомним, Кузнецовский тоннель – очень важный и знаковый объект для Хабаровского края. Он существенно повысил пропускную способность и иные характеристики железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань, которая проходила через Кузнецовский перевал, была очень сложной, с большими уклонами, а потому имела низкую пропускную способность.

В девяностых годах было принято решение построить тоннель и обход перевала – внушительный – длиной 3920 метров. После того как Кузнецовский тоннель был построен, ДВГУПС занимался осви-детельствованием самого тоннеля, транспортно-дренажной штольни, которая находится рядом с ним, мостами на подходах к тоннелю. Профессоры университета готовили технические заключения для государственной комиссии на предмет сдачи этих объектов в постоянную эксплуатацию.

Ежегодно в университете выполняются научно-практические изыскания от строительных компаний на сумму от 25 до 35 миллионов рублей. Главным образом, это исследования оснований и фундаментов в суровых климатических условиях, на вечномерзлых грунтах, научное сопровождение строительства мостов и тоннелей. Работали специалисты и на космодроме «Восточный», по научному обоснованию укладки знаменитого трубопровода ВСТО.

40

выпусков

1000

инженеров

подготовил университет по специальности «Мосты и тоннели», выпускники работают в строительных организациях, проектных институтах всей России.

Теперь по этой линии мощные поезда обеспечивают поставку грузов в порты Ванино и Советская Гавань. Сопровождение строительства моста на Большой Уссурийский остров ДВГУПС вел по приглашению заказчика и подрядчика работ – СК «Мост-Восток», подразделения того же ПАО «Стройтрест».

Мост на Большой Уссурийский остров, напомним, строился по особой технологии. Его пролеты один за другим собирались на Большом Уссурийском острове и «надвигались» с одного берега на другой с помощью специальной роллерной конструкции. Принимались же на опоры с помощью не менее уникальной конструкции – аванбека. При надвижке пролеты, самый длинный из которых превышал 100 метров, естественно, испытывали деформацию (изгиб). В задачу специалистов университета входило контролировать напряжение, возникающее в элементах пролетного строения, и деформацию.

Максимальное напряжение составило более 1900 кг на квадратный сантиметр, что укладывалось в проектные значения. Надвижка прошла успешно, все вспомогательные конструкции были убраны, и 960 метров полотна пролетного строения плотно легло на опоры. Сегодня мост готов принять автобусы с туристами,грузы на остров и с него.

Сотрудничали мы с ДВГУПС также при строительстве моста через реку Бурея и небольших мостов, на которых мы выполняли реконструкцию на Транссибе и БАМ. Недавно сданные Кипарисовский и Облученский тоннели тоже выполнены при сотрудничестве с учеными вуза. Это солидные по размерам и финансовым вложениям объекты.

Сегодня мы реализуем новый интересный крупный объект. Это строительство Байкальского тоннеля на БАМ длиной 6,7 км – второй по длине в России. В 2019 году должны его закончить.

Сотрудничать с вузом мы намерены и дальше. Это партнер «Стройтреста» на долгие годы. На Дальнем Востоке мы другие вузы не привлекаем.

Выпускники-инженеры ДВГУПС сейчас работают на строительстве моста через Керченский пролив.

Недавно вуз сдал работу для нижегородской фирмы «Гипрогазцентр». Ученые рассчитали несущую способность микротоннелей под железнодорожными путями диаметром 3-3,5 метра для прокладки трубопровода. Для «Силы Сибири» в районе Тынды рассчитали возможность прокладки трубы под железнодорожными путями.

Специалистов по мостам, тоннелям и подземным сооружениям на Дальнем Востоке готовит лишь один вуз – ДВГУПС. Западнее подобное обучение есть только в Новосибирске. В целом по России, такие вузы можно по пальцам пересчитать.

– В 2008-2009 годах мы много работали с университетом по вопросам реконструкции нашего знаменитого Амурского моста, – говорит главный инженер АО «Дальмостострой» Денис Николаевич Демин. – Инженерный корпус нашей организации, кстати, процентов на 50 укомплектован выпускниками ДВГУПС. Но в этой работе требовались профессионализм и испытательная база университета. Особенно плотно университет работал по второй очереди моста. Ученые занимались сопровождением самого строительства, испытаниями моста. Оснащали пролетные строения датчиками измерения напряжения в элементах, измерения деформации (прогибов и пр.), загоняли на мост груженый состав и снимали по-казания датчиков. Сравнивали теоретические и экспериментальные значения. Выдавали соответствующие заключения. А по окончании работ было подготовлено техническое заключение о возможности сдачи его в эксплуатацию.

Мост, как и все подобные сооружения, рассчитан на перспективные нагрузки. И действительно, согласно испытаниям ДВГУПС, может выдержать значительно больше, чем сейчас.

– Сотрудничали мы с университетом и при строительстве моста через бухту Золотой Рог. Его строил «Дальмостострой», – продолжает главный инженер.

– На этом проекте университет работал с мощными фундаментами под пилоны моста. Там была своеобразная технология укладки. В ростверк фундамента в течение двух-трех дней надо было уложить 10,5 тысячи кубометров бетона.

Университет оснащен современным оборудованием и приборами. Геодезические, для измерения деформации, прогиба, для испытания мостов, определения напряжения. В арсенале тензометрические комплексы. Два комплекса германского производства, три российского. Очень хорошие геодезические приборы – тахиометры, нивелиры. Есть хороший георадар, позволяющий исследовать почву. Есть хороший мощный ультразвуковой томограф (1,5 миллиона рублей). Он позволяет просвечивать каменные, бетонные, железобетонные конструкции на глубину до 2,5 метра. Определяет наличие трещин, насыщение водой. Он «видит» арматуру, пустоты, полости, ослабления.

Нас заботила плотность бетона, а в университете есть современные точные сейсмоакустические методы оценки его характеристик. Ученые оперативно исследовали материалы и выдавали необходимую, очень точную информацию.

В 2003-2005 годах университет сделал большую работу для института «Желдорпроект». На Сахалине было принято решение реконструировать всю местную железную дорогу. Отдельные ее участки построены еще японцами в 20-е годы. «Желдорпроект» был генеральным проектировщиком реконструкции. И обратился в университет с предложением обследовать все сооружения на этой дороге. А их там около 600 единиц. Надо было оценить техническое состояние всех участков, их ремонтопригодность, просчитать всю грузоподъемность и дать рекомендации, что именно нужно сделать с этими мостами.

Подобная работа проведена и по тоннелям. На это ушло порядка двух лет.

Масштабное обследование сооружений провели специалисты ДВГУПС в ЕАО. На Облученской дистанции пути обследованы Рачинский, Тормачуканский, Большой и Малый Казачий тоннели, Облученский тон-нель. Выданы заключения. Одно из последних – по мосту в Забайкальском крае через реку Бурея, длиной около 500 метров.

По заданию ДКРС университет выполнил освидетельствование и испытание моста. Подготовил заключение для сдачи его в постоянную эксплуатацию.

В свое время, когда вузы переходили на двухуровневую систему обучения, в ДВГУПС остался специалитет, где пять лет готовят инженеров путей сообщения, инженеров-мостовиков и тоннельщиков. Общая специальность называется «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». В рамках этой специальности есть пять специализаций: строительство магистральных железных дорог, управление техническим состоянием железнодорожного пути, мосты, тоннели и метрополитен и строительство железных дорог промышленного транспорта.

Автор статьи: Раиса Палей.
Фото: Полина Еркович, из архива ПАО «СТРОЙТРЕСТ».