Геннадий Матвеевич Фадеев


Геннадий Матвеевич Фадеев, советник президента ОАО «РЖД» – выпускник ДВГУПС.
  • Первый министр путей сообщения Российской Федерации в 1992-1996 годах.
  • В 2002-2003 годах возглавлял различные подразделения железных дорог, несколько железных дорог.
  • Первый президент ОАО «РЖД» Российской Федерации.
  • Почетный гражданин трех городов и двух областей.
  • Имеет восемь государственных орденов, более 10 медалей и несколько десятков наград разного уровня.
  • Полный кавалер четырех орденов: «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II, I степеней (34-й в России).
  • Ныне советник президента ОАО «РЖД».

«Судьба моя – железная дорога»


Его отец, Матвей Яковлевич, часто шутил:
«Сын, с твоими способностями, с твоим трудолюбием – быть тебе министром!»

Эти слова он, седьмой ребенок из обычной железнодорожной семьи города Шимановска Амурской области, вспоминал, когда дважды становился министром путей сообщения Российской Федерации. Речь идет о выпускнике ХабИИЖТ, ровеснике университета, потомственном железнодорожнике, человеке, чье имя уже сейчас стало легендарным – Геннадии Матвеевиче Фадееве, в прошлом президенте ОАО «РЖД», министре, ныне советнике президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова. «Судьба моя – железная дорога» – книга Фадеева, в которой он пишет о себе, о работе, о транспорте, о тех проблемах, которые приходилось решать как инженеру, а затем уже управленцу разных уровней.

– Знаю, что вы поступали в морское училище во Владивостоке. Тем не менее вы – выпускник ХабИИЖТ 1961 года.

– Вы знаете, детство в военные и первые годы после войны было у всех тяжелое, не хватало одежды, питания, нормальных условий проживания. Многие ребята шли в военные училища. Помню, в Шимановск приезжали ребята из Владивостокского высшего военно-морского училища имени Макарова: в парадной форме, с кортиками.

На них сбегалась смотреть вся школа. В то время мне подумалось: а почему бы и мне не пойти туда. Тем более у меня было отличное здоровье, я играл в сборной по футболу, хорошо учился. И после 10-го класса нас 11 человек из Амурской области при содействии военкомата отобрали и отправили во Владивосток. В училище было великолепно! Но... море не воспринималось мною, казалось мне чужим. Год был для меня призывной, у меня был еще выбор, и я решил пойти в ХабИИЖТ: ведь там военная кафедра. Я забрал свои документы из училища, на последние деньги купил билет на поезд и через сутки оказался в институте, на вступительных экзаменах. Сдавал пять экзаменов, набрал 24 балла из 25 и поступил на эксплуатационный факультет. Хотя меня уговаривали на механический. Но я не ошибся в выборе.

– Геннадий Матвеевич, ваши документы хранятся в музее ДВГУПС. Посмотрела вашу зачетку, у вас ведь было две тройки, а диплом с отличием. Как так вышло?

– Должен сказать, что профессорско-преподавательский состав института сформирован из лучших ученых и специалистов со всей страны. И требования к нам, студентам, были очень высокими, поблажек никому не давали. На первом курсе сначала поставили тройку по химии, но я тут же ее пересдал на «хорошо». Пересдавал и сопромат. А кто его не пересдавал? (Смеется.)

В шутку или всерьез доктор технических наук Коротков говорил так: я знаю сопромат на четверку, а ты на тройку. Говоря об экзаменах, хочу отметить, что все предметы на всех пяти курсах я сдавал досрочно, раньше установленного графика.

– А какой была ваша студенческая жизнь?

– Мы, студенты, успевали все. Гуляли, бегали на Амур купаться. До третьего курса играл в сборных по футболу, волейболу. Комната у нас в общежитии всегда пахла рыбой, мы ночью подрабатывали в речном порту, хорошо зарабатывали. Я и родителям помогал финансово. Сдавал сессии досрочно и уезжал в Шимановск, где работал дежурным по станции, или в Иркутск, где был дежурным по парку.

У нас был дружный факультет, наши ребята – состоявшиеся люди. Мы с Эдуардом Поддавашкиным последними из студентов покидали институтскую библиотеку. После окончания учебы он руководил разными отделениями железных дорог.

Учился с будущими начальниками Красноярской железной дороги Юрием Геннадьевичем Шиповаловым и Валентином Петровичем Бабенко. Помню Анатолия Головатого, он в то время трудился начальником станции.

Выпускники ХабИИЖТ работают практически везде.

– Какое напутствие вы бы дали молодым, которые сейчас выбирают свою дорогу?

– Все стремительно меняется, железные дороги переходят на компьютерные технологии, совершенствуется система взаимоотношений как внутри отрасли, так и с внешними клиентами. Много новых механизмов, повсюду наукоемкие технологии. К примеру, на скоростных поездах «Сапсан», электропоездах «Ласточка» более тысячи узлов сами диагностируют себя и информацию передают в центр для обработки, оттуда в автоматическом режиме поступает информация в эксплуатационное депо.

Будущее – за скоростными железными дорогами. В планах – связать российские территории такими дорогами с югом Китая. Но и у Транссибирской магистрали не менее грандиозные перспективы развития. Поэтому тем, кто выберет специальности, связанные с транспортной сферой, волноваться не о чем: у выпускников всегда будет работа. И не надо бояться начинать карьеру в глубинке. Многие нынешние руководители высшего звена начинали там, как и я, впрочем, в свое время на станции Тайшет Иркутской области.

Считаю, что железная дорога должна быть государственной, в частности, ее инфраструктура. В руках современной молодежи дальнейшее развитие этой важнейшей отрасли. Необходимо внедрять отечественные технологии, работать в создании высокоскоростного транспорта силами российских ученых, нужны новые инженерные решения проблем, возникающих в строительстве и эксплуатации. И пусть эти вопросы прорабатывают, в том числе, выпускники Дальневосточного государственного университета путей сообщения, крупнейшего вуза Дальнего Востока.

Автор статьи: Мария Иванова (Тихоокеанская звезда).