БАМ, зарождение научных школ
1968 год
1970-е годы
С 1969 по 1973 годы доцент кафедры «Изыскание и проектирование
железных дорог» А.С. Яковлев со студентами занимался решением
принципиально важных задач, связанных со строительством БАМа на
участках Ургал – Дусе-Алинь, Ургал - Березовка и
Дусе-Алинь – Березовка, которые легли в основу проекта организации
работ на участке Ургал-Комсомольск.
Работа А.С. Яковлева по оптимизации размещения грунтовых карьеров
и условий разработки в них грунта для сооружения дорожных насыпей
дала большой экономический эффект при строительстве участка Ургал-Березовка.
1973 год
Под руководством кандидата технических наук А.Г. Полевиченко коллектив научно-исследовательской лаборатории «Основания и фундаменты» занимался проблемой устойчивости полотна на вечномерзлотных основаниях. Совместно с Дальгипротрансом создана методика прогнозирования процессов протаивания и просадок вечномерзлотных грунтов. В результате ее внедрения стоимость строительства Восточного участка магистрали снизилась на 3 миллиона рублей (в ценах 1990-х годов).
Группа сотрудников кафедры «Строительная механика» (доценты А.В. Шестаков и Ф.И. Кособлик, зав. лабораторией В.Г. Повх, инженеры И.В. Мордуев и С.Н. Карпов, техники Г.Н. Очередько и В.Г. Крель) принимала участие в монтажных работах в период сборки пролетных строений железнодорожного моста у г. Комсомольска-на-Амуре (апрель 1973 года - июль 1975 года).
1974 год
23 мая на общем собрании сотрудников и студентов были приняты социалистические обязательства по участию института в проектировании, строительстве и эксплуатации БАМа.
24 мая принято обращение Новосибирского и Хабаровского институтов инженеров железнодорожного транспорта к коллективам вузов Министерства путей сообщения, в котором говорилось, что каждый студент должен овладевать знаниями и уже в студенческие годы участвовать в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Перед профессорско-преподавательским составом были поставлены задачи, связанные с «совершенствованием учебно-воспитательного процесса, насыщением профилирующих дисциплин вопросами сооружения и эксплуатации железных дорог в трудных условиях БАМа, подготовки и чтения специальных курсов».
27 мая решением бюро Хабаровского крайкома ВЛКСМ для работы в изыскательских партиях на Восточный участок БАМа институт направил 36 студентов-практикантов, которые вошли в состав краевого отряда «БАМ-74».
Наиболее значимым вкладом ХабИИЖТа в строительство БАМа являлась подготовка инженерных кадров. Сотни выпускников ХабИИЖТа: путейцы, мостовики, строители, связисты, энергоснабженцы, водоснабженцы строили БАМ. В течение только двух лет с 1974 по 1975 гг. на строительство БАМа было направлено 110 молодых специалистов от ХабИИЖТа.
Особенно активной при сооружении магистрали была деятельность инженеров А.К. Погребного, А.С. Касьяника, А.И. Самойленко, находившихся в составе руководства дирекции строительства БАМа, А.И. Гавриленко и И.Я. Алеханова, возглавивших в первые годы эксплуатации дороги Тындинское и Ургальское отделения, Ю.З. Леваднего – главного инженера службы движения.
1975 год
С целью подготовки квалифицированных кадров для строительства БАМа, освоения этой зоны был открыт Тындинский учебно-консультационный пункт.
С началом строительства БАМа коллектив кафедры «Строительные и путевые машины» предусмотрел решение ряда вопросов механизации строительных работ. Особое внимание было уделено рыхлению мерзлых грунтов с помощью взрывов, прокладка лидерных скважин в мерзлых грунтах.
1979 год
Сотрудники кафедры «Эксплуатация железных дорог» доценты С.В. Балалаев и В.С. Купцов и студенты-дипломники разрабатывали основы технологии эксплуатации первого на БАМе Тындинского отделения и первой сортировочной станции Тында, вопросы организации перевозок (вес и скорость движения поездов, план формирования и график движения поездов).
Дальневосточный зональный Совет по научной работе студентов вузов РСФСР наградил ХабИИЖТ за лучшую экспозицию на выставке по исследованию проблем БАМа.
В связи с техническим прогрессом и строительством БАМа резко возрастает интенсивность движения поездов на основной магистрали нашей страны. Для обеспечения безопасности движения и увеличения пропускной способности эти участки оборудуются новейшими устройствами автоматики, телемеханики и связи. В работе активное участие принимает факультет АТиС ХабИИЖТ.
1980-1984 годы
Непосредственное участие в сооружении мостовых переходов на БАМе принимала мостостроительная группа кафедры «Строительная механика» – монтаж пролетных строений моста через Зейское водохранилище с декабря 1980 года по январь 1982 года, монтаж автодорожного моста через Амур в период с 1981 года по 1982 год.
10 февраля 1984 года Постановлением ВЦСПС и Госкомитета по науке и технике ХабИИЖТ награжден дипломом и денежной премией за победу во Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное решение научно-технических проблем БАМа.
Морозное пучение грунтов - злейший враг инженерных сооружений. Особую опасность оно представляет для опор мостов - наиболее уязвимых точек железной дороги. Поэтому работы кафедры «Мосты и тоннели» под руководством Ю.В. Дмитриева, посвященные защите мостовых опор от пучения, были очень актуальны. Около 7 миллионов рублей сэкономлено мостостроителями БАМа в результате использования нормативных документов, разработанных кафедрой совместно с ЦНИИ МПС.
В проектировании магистрали принимали участие сотрудники кафедры «Проектирование и строительство железных дорог». Группа студентов под руководством автора проекта Солодовникова Бориса Ивановича проработала варианты трассировки наиболее сложных участков пути, проходящих вдоль р. Амгунь.
Под руководством доцента Е. А. Румянцева профессорско-преподавательский состав кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» занимался исследованиями природы образования наледей на Восточном участке БАМа.
Другими важными научными достижениями тех лет стали разработка и внедрение ступенчатой комплексной маршрутизации грузовых перевозок, исследование предварительно напряжённых железобетонных конструкций.
При окончании строительства БАМа возникли проблемы, связанные с эксплуатацией железнодорожной магистрали.
Были созданы специальные приборы-самописцы и проведены тяговые испытания, в том числе при вождении сдвоенных поездов.
На участке Известковая-Ургал-Постышево испытывался новый тепловоз в “северном” исполнении. Однако в ходе испытаний было выявлено, что при сильных морозах вода в трубах радиаторов замерзала. Старейший научный работник института доцент В.М. Соломонов взялся за устранение этого дефекта и в короткий срок создал усовершенствованную конструкцию радиатора, более устойчивую к замерзанию.
В целом технология эксплуатационной работы в основе своей сохраняется и сейчас в том виде, в каком её предложили учёные ХабИИЖТа.
Свободненский ЦКП ХабИИЖТа, созданный в 1960-е годы, готовил специалистов для Забайкальской железной дороги. Занятия проходили в вечернее время в городе Свободный, а для проживающих на линиях регулярно выезжали преподаватели.
Агитбригада ХабИИЖТа – желанный гость у строителей БАМа, воинов Советской Армии, тружеников сел.
1985 год
Октябрь. Создан передвижной вагон-лаборатория вычислительной техники с первым выездом к студентам-заочникам БАМа.
Кафедра «Строительных материалов» (И.Я.Медник, П.С.Красовский) помогла строителям дороги своими исследованиями в области применения местных строительных материалов.
Другими важными научными достижениями тех лет стали разработка и внедрение ступенчатой комплексной маршрутизации грузовых перевозок, исследование предварительно напряжённых железобетонных конструкций.
1984-1989 годы
Для освоения новых электровозов ВЛ85 на БАМе в локомотивном депо Вихоревка (проведения тягово-энергетических испытаний, оценке влияния их режимов работы на систему тягового электроснабжения) были приглашены научные сотрудники кафедр «Электроснабжение транспорта» и «Электроподвижной состав» ДВГУПСа (в то время ХабИИЖТа), а также ученые ИрГУПС г. Иркутск, ВНИИЖТ г. Москва и ВЭлНИИ г. Новочеркасск.
По мере продвижения электрификации на восток научными работниками этих институтов велись комплексные испытания электровозов и системы тягового электроснабжения совместного с работниками локомотивных депо Вихоревка, Северобайкальск и соответствующих участков электроснабжения службы электрификации Восточно-Сибирской железной дороги.